Турбокомпрессор - устройство и принцип работы

Автопроизводители оснащают автомобили турбокомпрессорами. Преимущества: повышение мощности двигателя на 60-80%, повышение производительности без увеличения камеры сгорания, снижение расхода топлива.

Как выглядит турбокомпрессор, из каких основных частей он состоит и как работает.

Турбокомпрессор дизельного двигателя Renault K9K

Турбокомпрессор дизельного двигателя Renault K9K

Схематичная иллюстрация для renault K9K

Схема турбокомпрессора renault K9K

Устройство турбокомпрессора

  1. Актуатор турбины – вакуумный регулятор. Служит для равномерного давления и сброса избыточного при высоких оборотах. При избыточном давлении клапан открывается и излишние газы выпускного коллектора не попадают в турбину, не позволяют раскручиваться более допустимого значения.
  2. Вход нагнетателя. Сюда поступает чистый воздух, проходя через воздушный фильтр автомобиля.
  3. Выход нагнетателя. Воздух подается из компрессора при вращении колеса нагнетателя, проходит через интеркуллер для охлаждения и затем попадает во впускной коллектор.
  4. Корпус нагнетателя – “холодная часть”. Внутри находится колесо нагнетателя.
  5. Корпус турбокомпрессора. Внутри находится вал с подшипниками, который соединяет «холодную» и «горячую» крыльчатку турбины. Сюда подается масло из двигателя для смазки и охлаждения.
  6. Корпус турбины - «горячая часть». Внутри находится турбинное колесо, которое приводится в движение из-за поступления в турбинный вход отработанных газов из выпускного коллектора
  7. Турбинный выход. Отработанные газы проходят через корпус турбины, раскручивая турбинное колесо, и уходят в выхлопную систему автомобиля.

Турбокомпрессор дорого стоит и сложно устроен. Чтобы продлить срок службы, необходимо вовремя проходить техническое обслуживание авто.

Причины поломок турбокомпрессора

Колесо нагнетателя турбокомпрессора имеет следы прикосновения с корпусом.

Загрязненное, некачественное масло в двигателе

Если моторное масло содержит в частицы износа трущихся деталей двигателя, они напрямую через масляные каналы могут попасть в турбокомпрессор. Из-за этого образуется повышенный износ подшипников, люфт вала.

Колесо нагнетателя имеет следы прикосновения с корпусом.

Дефицит смазки и охлаждения

Наиболее распространенная причина поломки турбины – недостаток масла для смазки и охлаждения. Из-за масляного голодания температура турбины может подняться до 300-400 градусов, вместо нужных 80-100. 

В таких условия перегретые подшипники быстро выходят из строя, нарушается центровка вала, турбинное колесо и колесо нагнетателя начнут задевать за корпуса и приведут к разрушению турбокомпрессора.

Деформация колеса компрессора при попадании мусора 

Попадание посторонних предметов

Частицы мусора проникают через некачественный или грязный воздушный фильтр, негерметичное соединение впускных патрубков. 

Деформация колеса компрессора при попадании мусора - на картинке.
 

Признаки неисправности турбины

  1. Значительное падение мощности автомобиля, снижение динамики. Чаще всего водитель сразу замечает потерю мощности. Она бывает связана с недостаточным поступлением воздуха во впускной коллектор из-за неисправности управления наддувом
  2. Повышенный расход масла в ДВС. Это бывает из-за утечки масла и сгорании в турбине.
  3. Дым из выхлопной системы белого или синего цвета. Это тоже может говорить о его утечке и сгорании в турбине.
  4. Посторонний шум при работе турбокомпрессора. Тут скорее всего будет механическое повреждение турбины.

Как правильно поступить при признаках неисправности

Лучше сразу обратиться в автотехцентр для диагностики электронных систем, осмотра и выявить причину, которая повлекла за собой выход из строя турбокомпрессора.

Цена в среднем 1000-1500 рублей. После устранения причины турбокомпрессор заменят или отремонтируют. Большинство турбин поддаются ремонту, что в 2-3 раза снижает стоимость работ. 

Пример: турбокомпрессор на двигатель Renault K9K стоит около 47000 руб, восстановленный аналог – 25 000-33 000 руб. 

В среднем цена ремонта этого турбокомпрессора – от 11 000 до 19 000 руб. 

Таким образом, правильный ремонт турбины и устранение причины поломки – это выгодно. По качествуи – не уступает новому турбокомпрессору.