Автопроизводители оснащают автомобили турбокомпрессорами. Преимущества: повышение мощности двигателя на 60-80%, повышение производительности без увеличения камеры сгорания, снижение расхода топлива.
Как выглядит турбокомпрессор, из каких основных частей он состоит и как работает.
Турбокомпрессор дизельного двигателя Renault K9K
Схематичная иллюстрация для renault K9K
Устройство турбокомпрессора
- Актуатор турбины – вакуумный регулятор. Служит для равномерного давления и сброса избыточного при высоких оборотах. При избыточном давлении клапан открывается и излишние газы выпускного коллектора не попадают в турбину, не позволяют раскручиваться более допустимого значения.
- Вход нагнетателя. Сюда поступает чистый воздух, проходя через воздушный фильтр автомобиля.
- Выход нагнетателя. Воздух подается из компрессора при вращении колеса нагнетателя, проходит через интеркуллер для охлаждения и затем попадает во впускной коллектор.
- Корпус нагнетателя – “холодная часть”. Внутри находится колесо нагнетателя.
- Корпус турбокомпрессора. Внутри находится вал с подшипниками, который соединяет «холодную» и «горячую» крыльчатку турбины. Сюда подается масло из двигателя для смазки и охлаждения.
- Корпус турбины - «горячая часть». Внутри находится турбинное колесо, которое приводится в движение из-за поступления в турбинный вход отработанных газов из выпускного коллектора
- Турбинный выход. Отработанные газы проходят через корпус турбины, раскручивая турбинное колесо, и уходят в выхлопную систему автомобиля.
Турбокомпрессор дорого стоит и сложно устроен. Чтобы продлить срок службы, необходимо вовремя проходить техническое обслуживание авто.
Причины поломок турбокомпрессора
Загрязненное, некачественное масло в двигателе
Если моторное масло содержит в частицы износа трущихся деталей двигателя, они напрямую через масляные каналы могут попасть в турбокомпрессор. Из-за этого образуется повышенный износ подшипников, люфт вала.
Колесо нагнетателя имеет следы прикосновения с корпусом.
Дефицит смазки и охлаждения
Наиболее распространенная причина поломки турбины – недостаток масла для смазки и охлаждения. Из-за масляного голодания температура турбины может подняться до 300-400 градусов, вместо нужных 80-100.
В таких условия перегретые подшипники быстро выходят из строя, нарушается центровка вала, турбинное колесо и колесо нагнетателя начнут задевать за корпуса и приведут к разрушению турбокомпрессора.
Попадание посторонних предметов
Частицы мусора проникают через некачественный или грязный воздушный фильтр, негерметичное соединение впускных патрубков.
Деформация колеса компрессора при попадании мусора - на картинке.
Признаки неисправности турбины
- Значительное падение мощности автомобиля, снижение динамики. Чаще всего водитель сразу замечает потерю мощности. Она бывает связана с недостаточным поступлением воздуха во впускной коллектор из-за неисправности управления наддувом
- Повышенный расход масла в ДВС. Это бывает из-за утечки масла и сгорании в турбине.
- Дым из выхлопной системы белого или синего цвета. Это тоже может говорить о его утечке и сгорании в турбине.
- Посторонний шум при работе турбокомпрессора. Тут скорее всего будет механическое повреждение турбины.
Как правильно поступить при признаках неисправности
Лучше сразу обратиться в автотехцентр для диагностики электронных систем, осмотра и выявить причину, которая повлекла за собой выход из строя турбокомпрессора.
Цена в среднем 1000-1500 рублей. После устранения причины турбокомпрессор заменят или отремонтируют. Большинство турбин поддаются ремонту, что в 2-3 раза снижает стоимость работ.
Пример: турбокомпрессор на двигатель Renault K9K стоит около 47000 руб, восстановленный аналог – 25 000-33 000 руб.
В среднем цена ремонта этого турбокомпрессора – от 11 000 до 19 000 руб.
Таким образом, правильный ремонт турбины и устранение причины поломки – это выгодно. По качествуи – не уступает новому турбокомпрессору.
Другие статьи
Проточка тормозных дисков
Привет, друзья, с Вами Мастер Павел и эта запись про проточку тормозных дисков!
Для чего нужны свечи накаливания в дизельном двигателе?
Свечи накаливания в дизеле нужны для нагрева топлива при отрицательных и нулевых температурах, облегчая запуск холодного двигателя.
О нюансах осмотра ходовой
О нюансах осмотра ходовой